У меня большой опыт работы как со взрослыми, так и с детскими коллективами.

Любую работу начинаю с вокалиста, того, кто будет исполнять: какой возраст, какой уровень подготовки, какая концепция репертуара необходима, под какие задачи, какие слабые и сильные стороны вокалиста (ов), на что сделать опору.

Для начала необходимо подготовить речевой аппарат исполнителя: умение правильно владеть дыханием, понимать как сделать опору, подачу голоса, придать ему разнообразный окрас и оттенки, научить его управлять и применять это на практике.

Далее идёт подбор репертуара для конкретного исполнителя. Песня должна быть понятна, её желательно разобрать (содержание, характер, какие эмоции передаёт, что нужно сказать, выразить исполняя эту песню). Такой разбор необходим, особенно для детей. Для детей я выбираю детские песни, именно детские, несмотря на то, что сейчас всюду пропагандируют тренд агрессивных совремменно-детских песен, с «модными» словами, битами, звуками, похожими на взрослые, клубные песни. Я современный человек, и всё таки считаю, что ребёнок должен исполнять добрые простые, понятные песни. Пусть детство продлится дольше, оно и так очень короткое!

Далее пишется аранжировка под конкретного исполнителя. В идеале вместе с самим исполнителем. Именно пишется, а не покупается или скачивается уже готовая под какую-то понравившуюся песню! Делая аранжировки для песен дочери, мы вместе подбираем инструменты, структуру фонограммы, обговариваем интересные моменты или эффекты, которыми можно дополнить фонограмму. Это совместное творчество, которое уже настраивает исполнителя на песню.

Далее после написания аранжировки идёт очень важный процесс - «разгрузить» её от всего лишнего, что будет мешать исполнителю. Часто приходится убирать некоторые инструментальные партии, если они конфликтуют с вокальной или менять им тональность. Для некоторых аранжировщиков это большая «боль» убирать что-то из фонограммы. Кажется всё очень нужным и красивым, но вокалисту в этой «красоте» места не осталось...

Следующий этап - «примерка» аранжировки. Исполнитель несколько раз пробует исполнить песню. Выявляются слабые места, корректируется темп, тональность, иногда структура фонограммы. Аранжировка, как обувь, должна быть удобной для вокалиста. С ней должно быть легко исполнять песню.

Очень редко, но иногда аранжировка совсем не подходит данному вокалисту и от неё полностью отказываешься и начинаешь работу сначала. Это больно, но иначе результата не будет!

Когда аранжировка готова и вокалист с ней замечательно ужился, мы записываем песню. Записываем несколько дублей, но весь дубль должен быть на высоком уровне. Я не сторонник «резать» по фразам из 10 дублей, выбирая подходящие фрагменты. Нужно сразу включиться в песню, представить себя на сцене перед зрителем, где необходимо всё спеть отлично.

Знаю, что делаются радийные синглы, которые по частичкам склеивают, вытягивают, тюнят, обрабатывают, «замазывают» яркими эффектами и выпускают на стриминговые площадки. Всё отлично, но вживую вокалист никогда так не исполнит. Этот сингл только для радио...

Я за то, чтобы раскрепостить вокалиста и добиться сразу хорошего исполнения в студии, с минимальными обработками. Можно попросить попрыгать, покувыркаться, если есть место, покривляться, спеть дуэтом по фразам (мы часто с дочкой используем этот приём - первую фразу пою я, дальше ребёнок). В общем, нужно спеть целую дорожку отлично.

В проигрыше лучше не молчать, а что-нибудь проговаривать пропевать, кривляться. Это держит в тонусе вокалиста, не даёт ему потерять кураж в песне. Я иногда эту «болтавню» вставляю в песню, получается своеобразная «фишка».

Для беков отдельно прописываю вокалиста: припев несколько дублей, куплеты отдельно. Если необходимы, возгласы или фразы с необычной интонацией. Может не пригодится, но всегда можно воспользоваться этим материалом.

Сведение и мастеринг лучше делать в другой день, с «отдохнувшими» ушами. Более непредвзятое видение записанного материала.

Когда песня полностью готова, ей необходимо «отлежаться». Пару дней к ней не прикасаешься, только после, открыв проект, начинаешь слышать «занозы» и вышлифовывать.